вул. Пушкінська 30-Б, м. Харків
Пн-Сб: 10.00 - 19.00
Нд: Вихідний
0 0 0 грн.
Корзина пуста
Всего: 0 грн.
Оформить заказ
Каталог товара
ОБУВЬ ОТ А ДО Я ЛАПТИ
10.01.2020

ОБУВЬ ОТ А ДО Я

ЛАПТИ

Эх, лапти мои, носы выстрочены!

Не хотела танцевать, сами выскочили!

Оказывается, такая прозаическая вещь, как лапти, вызывает множество вопросов. Дети уже не знают, что такое лапти!!! А ведь ещё каких-то 100 лет назад в лаптях ходило полстраны!

Давайте разберёмся, что же такое лапти, какими они бывают и как их правильно носить.


Лапти – плетёная обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. Так как подавляющее большинство населения составляли крестьяне, которые носили только лапти, то отсюда пошло выражение «лапотная Русь». Многие считают это выражение символом отсталости и бедности, но вряд ли это так. Скорее всего, это просто характеристика обычаев населения.

Тем не менее, лапти всё-таки были обувью беднейшей части населения, то есть крестьянства. Лапти не носили только в Сибири да в поселениях казаков.

Никто точно не знает, когда были сплетены первые лапти, хотя костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – учёные находят при раскопках неолитических стоянок. Правда, такие же кочедыки используют для плетения сетей, так что вопрос остаётся открытым.

Плетёная обувь была неотъемлемой частью быта людей с глубокой древности. Лапти плели из разнообразных материалов – коры лиственных деревьев, тонких корешков, верёвок, тонких веточек, мочала. Поэтому, в зависимости от материала, из которого изготовлена обувь, появлялось название лаптей. Таким образом, коренники изготавливались из тонких очищенных и специальным образом обработанных молодых тонких корешков и считались чуть ли не самым худшим видом лаптей. А самыми плохими были ивовые коверзни и мочалыжники, изготовленные из мочала. Дубовики были сплетены их молодой коры дуба, из тала – шелюжники, ракитники – из ракиты, берестяники – из берёзы, из драни молодого дуба - дубачи и т.д. Самыми мягкими и прочными считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми красивыми – вязовики, из коры вяза, имеющей необычный розоватый оттенок. Лапти, сплетенные из полосок ткани, называли плетёшками. Плели их и из пеньковых верёвок, тогда это были крутцы или курпы, а из ветхих верёвочек и очесок плели чуни. Из конского волоса плели волосяники. Такие лапти носили в жаркую сухую погоду или дома.


Также в названиях лаптей отражено количество полос лыка, используемого в плетении – четверик (4 полосы), пятерик (5 полос), шестерик, семерик. В 7 полос обычно плели более толстые и прочные зимние лапти. Для прочности и тепла их часто добавочно проплетали, добавляя пеньковую верёвку, либо пришивали кожаную тонкую подмётку.

Были и нарядные, праздничные лапти из тонкого вязового лыка, часто расписные, украшенные добавочно чёрными или красными шерстяными нитями. Для хозяйственных работ возле дома надевали простые плетёные высокие лапти-ступни без всякого декора.

Лапти различаются и по технике плетения. Белорусские и украинские лапти имеют прямое плетение, а великорусские – косое, хотя в западных районах России используют прямое плетение («прямую решётку»). Русские мастера плетут лапоть с задника, а украинские и белорусские – с носка. Поэтому о происхождении лаптей можно судить по плетению, форме и материалу обуви. Например, московские лапти имели округлые носки и высокие борта, а новгородские – острые носки и низкие борта. Кстати, только в Новгороде плели лапти на правую и левую ногу отдельно.

К плетению лаптей крестьянские дети приучались с малолетства. Хоть плетение и считалось нетрудным делом, но всё же требовало определённых навыков и сноровки.

Существовали и артели мастеров-плетёнщиков. Весной, когда на деревьях распускаются первые листочки, они отправлялись в лес, чтобы снимать лыко с молодых деревьев. За десятину липового леса платили до 100 рублей. Лыко снимали особым инструментом – деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Разумеется, после такой экзекуции деревце погибало. Отсюда и пошло выражение «ободрать, как липку». Снятое лыко хранили на чердаке либо в сенях. Перед плетением его вымачивали сутки в тёплой воде, затем соскабливали кору, оставляя только волокна луба. Для одного лаптя требовалось семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна ширине большого пальца мужчины, плетущего лапти. Для изготовления обуви требовалось лыко с ровной части ствола липы, не имеющее дефектов по длине. Из воза лык получалось примерно 300 пар лаптей, а за день можно было сплести от двух до десяти пар, в зависимости от опыта и умения мастера. Лапоть плёлся на колодку, которая имела размеры, отличающиеся для мужской, женской или детской ноги. За год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. На семью из 4-х человек требовалось до 150 пар лаптей на сумму до 2,5 рублей (одна пара лаптей стоила 1-3 коп.). В то же время сапоги стоили 6-7 рублей, а чтобы заработать такие деньги, необходимо было вырастить и продать четверть (около 210 литров сыпучих веществ) жита или пшеницы, а для жены и детей ещё две четверти.

Ранее лапти были предметом меновой торговли или товаром. Существовали поселения, занимавшиеся исключительно плетением лаптей. В конце XIX века, например, в селе Семёновском неподалёку от Кинешмы, изготавливали лаптей на 100 тысяч рублей, и лапти эти отправлялись на продажу по всей России. В селе Смирнове Нижегородской губернии плетением лаптей занималось до 300 человек, каждый из которых производил около 400 пар лаптей за зиму. А в селе Мыть Владимирской губернии только в Москву отправлялось 500 тысяч пар лаптей. В основном же, плетением обуви занимались старики, неспособные больше к тяжёлому физическому труду, или все достаточно взрослые члены семьи в зимнее время.

Поскольку потребность в лаптях не уменьшалась, и лиственные деревья истреблялись систематически и постоянно, была основана государственная программа (говоря современным языком) по восстановлению лесов. На всей территории Российской империи крестьяне и сельские общины поощрялись денежными премиями за разведение лесов (проклятый царизм, угнетал бедных аграриев!). Так, за выращенные и сохранённые 50 десятин леса (около 50 га) полагалась премия в размере 500 рублей (тогда на эти деньги можно было купить 150 – 200 коров, или современные 100 тысяч вечнозелёных президентов) и золотая медаль. Сейчас на эту сумму можно посадить 42 га леса. Мораль сей басни – лесное хозяйство в царской России велось на высоком научном уровне, имело под собой обоснованную экономическую базу!

Лапти необходимо было ещё и правильно носить. Чтобы не натереть ноги довольно грубыми лыковыми полосками, стопу оборачивали холщовыми портянками – онучами. Для того, чтобы онучи не сползали, их закрепляли кожаными «поворозами» или верёвочными «оборами», то есть завязками. Лапти массово носили вплоть до конца 30-х годов прошлого века. В лапти была обмундированы бойцы Красной Армии во время Гражданской войны 1918-1920 гг. Поставкой лаптей и валяной обуви для армии занималась специальная комиссия ЧеКВаЛап.

Чтобы лапти носились дольше, их подковыривали, то есть добавочно продёргивали ещё один или больше слоёв лыка при помощи специального металлического или костяного крючка, именуемого кочедык. Если подошва лаптя изнашивалась, его чинили (подковыривали) тем же кочедыком. Помните стихи Некрасова:

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою,

Пуще мужа наряжается,

Носит лапти с подковыркою!

Крестьяне в основной своей массе жили очень бедно, зачастую потратить даже 1 копейку на покупку лаптей было непозволительной роскошью.

Лапти играли огромную роль в быту и повседневной жизни крестьян. Поэтому в терминологических обозначениях частей лаптя имеет место глобальный антропоморфизм, свойственный традиционному мышлению, то есть описание явлений внешнего мира через сопоставление с человеческим телом. Отсюда – голова, бочки и ушники лаптя. Термины, использовавшиеся для технологии плетения лаптей, стали ёмкими языковыми метафорами.

Плести – придумывать, сочинять небылицы, ошибаться, говорить неправду.

Прятать концы – скрывать что-либо, утаивать.

Подковыривать – отпускать колкие замечания в адрес собеседника.

Лапти как один из важнейших символов традиционного национального быта, нашли своё отражение и в фольклоре.

Лапоть, лапотный – простак, необразованный человек, невежа.

Чай, не лаптем щи хлебаем – Мы не хуже других, не надо нам пояснять да указывать.

Лапти плести – неумело, нескладно говорить, неумело что-то делать, путать.

Плюс-минус лапоть (шутливое выражение учёных) – плюс-минус максимальная погрешность, при которой измерение ещё имеет смысл.

На три лаптя влево от солнца – синоним известной поговорки «в белый свет, как в копеечку», неизвестно куда, наугад.

Лаптями во время Великой Отечественной войны называли самолёты Юнкерс-87 из-за характерной формы обтекателей и неубираемого шасси.

Наши предки в стоптанном лапте перевозили домового на новое место жительства.

Обувь типа лаптей имеется и у других народов. У японцев это варадзи, у карелов, финнов, мордвы это лычаки. Подобная обувь есть и у североамериканских индейцев, и у австралийских аборигенов. Участники гражданских войн в Норвегии (XII – XIII вв.), обедневшие крестьяне-бонды носили обувь из берёсты, отсюда их прозвище – биркенбейнеры – буквально «берёзовоногие», «лапотники».

В Интернете можно найти множество видео уроков и мастер-классов по плетению лаптей. Каждый желающий может попробовать себя в роли главы крестьянского семейства и овладеть искусством изготовления лаптей. Плетите и помните: лапти плести – не кудрями трясти!

Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Перейти в корзину

Товар добавлен в изранное

Для просмотра списка избранных товаров вам нужно