ул. Пушкинская 30-Б, г. Харьков
Пн-Сб: 10.00 - 19.00
Вс: Выходной
0 0 0 грн.
Корзина пуста
Всего: 0 грн.
Оформить заказ
Каталог товара
ОБУВЬ ОТ А ДО Я НАЛЫН
13.10.2020

ОБУВЬ ОТ А ДО Я

НАЛЫН

Налын известны со времён Османской империи, первые упоминания о них относятся к XV веку. В переводе с арабского значит «подковы». Эта обувь была распространена в исламском мире, в частности, и в Крыму, который в те времена был турецким. Крымские татары переняли ношение налын от турок. А караимы, также населяющие Крым, от татар. В краеведческом музее Евпатории хранятся налын XIX века, изготовленные из дерева с перламутровой инкрустацией, а в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее – заповеднике экспонируются различные виды налын из кожи и дерева, декорированные вышивкой и перламутром.

В налын ходили во время дождей, когда мокро слякотно и грязно.

Мусульмане используют налын для совершения намаза. Об этом прямо говорит хадис: «Чтобы не быть похожими на иудеев, совершайте намаз в налыне», так как быть босым во время намаза – очень большой грех для верующих в Аллаха.

Налын были предназначены для посещения турецкой бани – хамама, пол в которой подогревался снизу. Горячий и скользкий пол бани, потоки горячей (да ещё и грязной воды) – ходить в таком помещении босиком не особенно приятно и полезно для здоровья. А налын, с их высокой подошвой на подставках, прекрасно ограждали стопы от неприятностей.

Налын были в употреблении и у женщин Кавказа, вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности. Жительницы Кавказа надевали налын во время посещения турецкого хамама, который пользовался у них необыкновенной популярностью. Причём по «женскому Корану», написанному женщинами Кавказа, можно было не закрываться перед служителями бань! Хамам был не просто местом омовения и гигиены, но и своеобразным клубом, развлечением, превращённым в особенный ритуал. Кавказские налын вырезались обычно из чёрного тополя и богато украшались резьбой и костяными, серебряными или позолоченными гвоздиками. Обычно налын имели высоту от 12 до 20 см.

На гравюре, датируемой XVI веком, изображена турчанка в налын. И костюм, и обувь оставались неизменными вплоть до начала XX века.

В «Книге костюмов Роламба», датированной 1657 годом, представлена одежда и обувь, которую в то время носили в Стамбуле. Клес Роламб, посол Швеции в Османской империи, привёз эту книгу рисунков с собой на родину. В книге 121 миниатюра, написанная индийскими чернилами и гуашью. Миниатюры изображают сценки из жизни и людей различных профессий в присущих им костюмах и обуви. Вот женщина в налын идёт в баню-хамам. А вот цирюльник – тоже в налын. Очевидно, люди определённых профессий также носили налын, которые предохраняли ноги от нежелательного контакта с грязью, водой или мусором (в данном случае – с обрезками волос).

В наши дни налын рассматриваются исключительно как предмет искусства и культуры, бережно хранимый во многих музеях мира. Так, в музее национальной истории Азербайджана экспонируется пара налын с золотошвейной вышивкой по красному бархату, инкрустированных перламутром и декорированных серебряными гвоздиками.


Очень красивы турецкие налын работы Трабзонской школы, изготовленные в начале XX века. Они декорированы серебряными пластинками с чеканкой, изображающей голубков на фоне орнамента из цветов и листьев.

Иногда под налын надевались валяные войлочные тапочки – мест – чтобы не натирать стопу о довольно жёсткую поверхность обуви, как изображено на картине французского художника Жана-Этьена Лиотара «Дама и служанка» (ок.1750 г.)

На аукционе Sothebys была продана пара налын Османской империи XVIII века. На этом же аукционе была выставлена на продажу картина школы Жана Батиста Ванмура, изображающая знатную даму из Константинополя в налын. Следует отметить, что со временем благодаря причудам моды, высота обуви увеличивалась, достигая у отдельных экземпляров 26 –34см! Ходить в них самостоятельно было невозможно, обладательниц таких обувных изысков банщики водили, как говорится, «под белы руки», иначе легко можно было травмироваться или просто расшибиться насмерть.

Налын знатных особ богато декорировались перламутром, подвесками в виде шариков, бусин или бубенчиков с бисером.

Превосходно сохранились налын из коллекции дворца Топкапы. Их дерево обито серебряными пластинками, с вычеканенным растительным орнаментом. Выпуклые детали листьев и цветов препятствуют скольжению стопы по обуви, что очень важно в условиях бани. Кроме того, серебро – прекрасный антисептик! Перемычка тёмно-вишнёвого бархата также отделана чеканными накладками из листьев и цветов и серебряными же каёмками.

Таким образом, налын, как и любая другая обувь, отражает имущественное положение, уровень благосостояния и социальный статус своего владельца.

Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Перейти в корзину

Товар добавлен в изранное

Для просмотра списка избранных товаров вам нужно