ОБУВЬ ОТ А ДО Я
ОБУТКИ
Слово обутки произошло от древнерусского старославянского слова обоути (обуть). Слово это дало жизнь новым словам в других славянских языках – белорусском (обуць), болгарском (обуя), словенском (obuti), чешском(obouti), польском (obuć) и так далее.
Слово обутка (обуток) было вторым по частоте употребления в старорусском языке. Особенно это касается севера России. Обутки – слово из разговорной речи. А в литературной речи тех времён употреблялось слово обувеи, которое обозначало самые разные типы изделий, надеваемых на ноги. Также слово обувеи служило счётной единицей для перечисления обуви. Например, в Устюжской таможенной книге за 1650 год записано: «65 обувей сапог телятинных больших да малья пятеры обувеи». Обувь для детей маленьких размеров на севере называли мальё.
Обутки встречаются в толковых словарях В. Даля и Д. Ушакова, Малом академическом словаре (нар.-разг.), Т. Ефремовой (местн.) и других. Обуток встречается множество и в газетах, в основном, для передачи местного колорита или имитации «сельской» речи. Попадаются обутки и в художественной литературе. А в наше время это слово приобретает скорее ироническое звучание.
Но в обиходной речи обутки и по сию пору широко употребляются в северно русских говорах: в Архангельской и Вологодской обл., на Урале (Пермский край, Челябинск), в Сибири, Забайкалье, Приамурье.
В этнографическом сборнике Рыбникова, записывавшего фольклорные сказки на севере Олонецкого края, упоминаются «обутка и одетка».
В Черемисском историко-литературном музее в экспозиции «История основания села Черемисское. Занятия и быт» представлена обувь конца XIX – начала XX века, которую носили в селе. Лапти в этих местах практически не носили, климат не тот. Популярна была обувь, называемая обутки (обуточки). Носили её все – мужчины, женщины и дети. Покрой и принцип изготовления был одинаков для всех категорий населения, отличие было лишь в размере и отделке обуви. Обутки сшиты выворотным способом, то есть после изготовления вывернуты для того, чтобы шов оказался внутри.
Обутки шились на одну колодку, без различия правой и левой ноги. После носки обувь садилась по ноге владельца. Внутрь обуток надевали либо шерстяные чулки, либо обматывали ногу полотном. Интересно, задумывались ли деревенские дамы о том, подходят ли обутки к сарафану или сочетаются ли они с цветом душегреи?