ОБУВЬ ОТ А ДО Я
ОНИ-НО ГЭТА
Продолжая неисчерпаемую тему японской обуви, рассмотрим ещё одну разновидность гэта, называемую они-но гэта, то есть гэта чёрта (или дьявола), так как слово óни по-японски обозначает именно эту сущность.
Такая разновидность гэта использовалась для тренировки воинов сюгэндо (ямабуси, то есть воинов-монахов и ниндзя). Каждая тапочка весит от 10 до 15 кг! Они скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались при ходьбе. А как в них можно ходить?! Как можно поднять в них ногу, ведь крепление находится только между большим и указательным пальцем стопы!? Зато можно легко объяснить приписываемую ниндзя способность летать, потому что в подобной обуви ходить невозможно.
Отметим также, что они-но гэта, которые якобы использовались для тренировок ямабуси, о чём наперебой сообщают источники в Интернете, вряд ли применялись для этих целей. Дело в том, что практики сюгэндо включают в себя медитации на огонь и воду, закалку организма, тренировку умения обходиться без воды и пищи, паломничество и посещение отдалённых горных монастырей и храмов. Для путешествий по горам ямабуси, именуемые ещё «горными воинами», надевали соломенные сандалии варадзи, но никак не железные гэта. Ямабуси всё-таки монахи, а не самоубийцы! Сюгендо как религия находится ближе к японскому шаманизму, чем к официальному синтоизму или буддизму, поэтому легенды о ямабуси говорят о том, что «горные воины» воевали больше магией, чем мечом.
А вот ниндзя, возможно и применяли они-но гэта для физических тренировок. Современные японские мастера каратэ до сих пор тренируются с помощью этой специфической обуви. Единственное, что изменилось в этих гэта с тех пор, это ремешки ханао. В современных каратистских гэта ханао толстые и матерчатые, а не металлические. Любой желающий может без проблем приобрести такую обувь и непринуждённо размахивать ногами на тренировке.
В храме Киёмизу-дэра (храм Чистой воды) в Киото хранится пара они-но гэта. По легенде обувь принадлежала монаху Бэнкэю, жившем в эпоху позднего Хэйана.
Сайто Мусасибо Бэнкэй (1155 – 1189гг.) чаще всего называемый просто Бэнкэй, был сохэем (монахом-воином), служившим Минамото-но Ёсицунэ, который впоследствии стал первым сёгуном Японии.
О жизни Бэнкэя сочинено множество пьес для театров Но и Кабуки, но правдивых данных очень мало, а подробности его жизни искажены и крайне недостоверны. Доподлинно известно, что он был огромного (больше 2-х метров), роста и отличался недюжинной силой. По одной легенде Бэнкэй был сыном храмового божества, по другой его отцом был настоятель одного из монастырей, а матерью дочь кузнеца. В детстве и юности Бэнкэй посетил множество храмов, а храмы в те времена были средоточием культуры и центрами воинских искусств, где Бэнкэй и стал мастером нагината-дзюцу. В возрасте 17 лет Бэнкэй присоединился к монахам ямабуси. Позже великан обустроился возле моста Годзё в Киото и успел победить 999 искусных фехтовальщиков. Но когда Бэнкэй встретился с Минамото-но Ёсицуне, то был побеждён в 1000 поединке. После этого Бэнкэй стал верным слугой Ёсицуне. Вместе они пережили множество битв и приключений, в конце концов, став жертвами предательства.
На гравюре работы Кикути Есая изображён Бэнкэй в они-но гэта.
Благодаря тому, что Бэнкэй являет собой яркий образец благородства, верности и чести, он стал любимейшим героем японского фольклора. О его жизни была написана пьеса «Кандзинтё», по которой Акира Куросава снял фильм «Хвост тигра».