ул. Пушкинская 30-Б, г. Харьков
Пн-Сб: 10.00 - 19.00
Вс: Выходной
0 0 0 грн.
Корзина пуста
Всего: 0 грн.
Оформить заказ
Каталог товара
ОБУВЬ ОТ А ДО Я ОПАНКИ
23.02.2021

ОБУВЬ ОТ А ДО Я

ОПАНКИ

Тот, кто не носил опанки, не знает,

какой это рай – хождение по земле.

ОпАнки – кожаная обувь, распространённая в Румынии (opinci), Македонии (опинци, опинок), Черногории (опанки), Сербии (опанци, опанак), Хорватии, Молдавии (opinci, опинчь), Боснии и Герцеговине (opanak). Этот вид обуви появился в Сербии во времена раннего Средневековья.

Название обуви происходит от праславянского слова опьнкъ обувь для лазанья по горам. Для изготовления опанков используется невыделанная кожа крупного рогатого скота, свиней, телят. Иногда может использоваться и баранья кожа. Однако в конце XIX века такие опанки были запрещены санитарным союзом Сербии, потому что они задерживали в себе влагу, в них скапливалась грязь и размножались болезнетворные микроорганизмы. Это, в свою очередь, приводило к массовому распространению грибковых заболеваний и к эпидемиям. Поэтому опанки стали шить из дублёной кожи. Для дубления кож использовали сульфат меди («голубой камень») или водный настой еловых шишек определённого вида, а после Первой мировой войны кожи стали опускать в раствор поваренной соли, после чего кожа приобретала красноватый оттенок. По легенде, выделывать кожу и шить обувь южных славян научил святой Савва, считающийся святым – покровителем сапожников, именины которого отмечаются 27 января.

Опанки не имеют каблуков, подошва формуется с бортиком, к которому пришивают верх. Для прикрепления верха используют клеевой или строчечный метод. Ранее верх опанков скреплялся с подошвой тонкими полосками кожи. Верх опанков может быть изготовлен из тиснёной кожи, кожаного плетения. Часто верх плетут из толстых нитей, используя разные виды плетения. Чем мельче переплёт и чем больше количество верёвочек или кожаных полосок, тем качественнее, дороже и уникальней обувь. Некоторые модели опанков имеют загнутый вверх носок – «шильце» – наподобие короткого хобота. В Поморавле и Шумадии изготавливали опанки с особенно длинными носами - «шильцами».

Больше других старались женихи, чтобы на свадьбе опанки были поносатее, отождествляя размер шильца с … Короче говоря, нос обуви олицетворяет мужскую силу её хозяина самым недвусмысленным образом!

Носят опанки на высокие толстые узорчатые шерстяные носки, которые, наряду с обувью, являются частью национального костюма

. Кроме того, в определённые времена опанки были частью военного обмундирования. На картинах и памятниках солдаты Первой мировой войны изображаются именно в опанках, обутых поверх обмоток.

В фильме Эмира Кустурицы «Завет» военные носят необычную обувь, некий гибрид опанок и ковбойских сапог.

Несмотря на кажущуюся «одинаковость» опанок опытный глаз может легко определить, из какой местности их хозяин. Например, жители Кралевой Сутески носили только чёрные опанки. А в герцеговинских сёлах верхнюю часть обуви декорировали цветными нитями, помпончиками, бусинкам, вышивкой. Получалось очень самобытно и нарядно! В каждом селе существовало своё сочетание цветов. На охоту надевали особые опанки, на подошве которых была щетина, способствующая бесшумному передвижению и комфортной ходьбе.

Существует масса разновидностей опанков. «Црвеняши» были красного цвета и шились из полудублёной кожи на мануфактурах. «Джёнаши» («джён» - подошва) изготавливались из выделанной коровьей кожи, а верх был сделан из переплетения тонких мягких ленточек, служивших основным украшением обуви. «Капичары» («капак» - крышка), верх которых изготавливался из цельного куска кожи, который покрывал всю стопу. Кроме этих видов есть ещё врцаны, сейменски, шивацы, хайдучки, штавленицы, шабачкили, шильканы. Наличие такого изобилия видов и названий опанков свидетельствует о любви и признательности народа своей обуви.


Опанки шили сапожники-опанчары. Для изготовления одной пары опанков нужно трудиться целый день. И стоимость обуви была не так уж мала, зато служили они долго, в них было комфортно и не жарко. За это и ценили опанки жители деревень, ведь обувь эта сугубо крестьянская.

Опанки были широко распространены и после Второй мировой войны. Но с появлением более практичной и более приспособленной к условиям сельской жизни фабричной обуви, опанчарское ремесло утратило своё значение. К началу XXI века в Сербии осталось около 25 опанчарских мастерских. И те немногие оставшиеся опанчары изготавливают обувь для туристов и фольклорных коллективов. С 2005 года опанчарское мастерство как национальное достояние Сербии защищено специальным законом.

Мастерская опанчара Ферида Керовича в Подгорице (Черногория) сейчас на грани закрытия. Опанки никто не покупает. А ведь когда-то это был семейный бизнес, и в мастерской трудилось до 15 человек работников. Обувь покупали на всю семью, за опанками становились в очередь. А теперь деревни вокруг Подгорицы опустели, а оставшиеся жители охотнее носят кроссовки или резиновые сапоги. Пара опанок ручной работы сейчас стоит около 25€.

В настоящее время опанки можно увидеть только в музеях, например, в музее «Старый град» в городе Ливно или в музее опанчарства в селе Раковица, а также во время выступления различных коллективов народного творчества.

Интересно, что в ГОСТ 23 251- 83, применявшемся в СССР при производстве обуви, упоминались опанки как самостоятельный вид обуви, «изготовленный бортовым, клеепрошивным или строчечно-клее-прошивным методами крепления». Эту обувь сажали на полиуретановую или термопластовую подошву, но… не сложилось! Туфли по типу опанок не пользовались популярностью.

Зато сложилось в далёком Массачусетсе. Маленькая семейная обувная фабричка Arrow Moccasin Company выпускает восхитительные опанки (из французских кож британского дубления) в современном варианте. Эта интернациональная обувь пользуется огромным спросом и ценится за прочность и удобство ношения.

Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Перейти в корзину

Товар добавлен в изранное

Для просмотра списка избранных товаров вам нужно